Архивная литература

Архивариус. Это кто?

Краткий словарь архивных терминов

Нормативные документы

Архивирование документов

Ведение архива на предприятии

Составление номенклатуры дел

Правила работы архивов организаций

Списание документов

Архивариус. Это кто?

Архивариус, занимающийся предоставлением архивных услуг, не может ограничиться пониманием архивных наук. Для успешной работы архивариусу необходимо владеть практическими навыками менеджера, такими как: осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление организационными изменениями, разработка бизнес-процессов. Существует несколько объективных причин, не позволяющих профессиональному архивариусу без наличия управленческих навыков успешно осуществлять свою деятельность по работе с документами компаний в качестве внешнего консультанта.

Одна из главных причин, обуславливающих данный факт, заключается в риске, которые берут на себя консалтинговая фирма и компания-заказчик, а также в проблемах, возникающих в процессе их сотрудничества. Этот риск и связанные с ним осложнения заключаются не в том, что оговоренные и оплаченные услуги не будут оказаны, а в том, что содержание и результат архивной услуги, о которой шла речь в переговорах, могут пониматься по-разному заказчиком и исполнителем. Заказчик смотрит на деятельность консультанта-архивариуса с точки зрения эффекта от деятельности, а архивист смотрит на свою деятельность с точки зрения ее содержания и конечных (отчетных) продуктов. При этом архивариус, как правило, искренне стремится помочь клиенту.

Возникновение подобной проблематики в основном связано с тем, что за последние 4-5 лет в архивном бизнесе появилось много «случайных» людей, и причиной такого наплыва «консультантов-архивариусов» связано не только с отменой лицензирования,. В данном случае в категорию «случайных людей» попадают даже отличные архивариусы, но такие, которые по уровню квалификации не могут качественно выполнять консалтинговые проекты. Хороший архивариус может хорошо — правильно, своевременно и с минимальными затратами — решить поставленную перед ним задачу. Однако эту задачу необходимо перед ним поставить. В этом случае, если необходимые условия для решения этой задачи будут созданы, специалист отлично с ней справится. В консалтинге в подавляющем числе случаев ситуация иная: сотрудники архивной компании часто имеют дело с ситуацией, когда не сформулирована даже проблема. Заказчик часто не может при первом контакте вразумительно описать проблемное поле, не говоря уже о том, чтобы поставить задачу. Его позиция может определяться общими словами, такими как «хочу навести порядок в документах».

Это означает, что необходим не один день переговоров, десяток «вопросов на понимание» и «на уточнение», провведение экспресс-диагностики или детальной диагностики потоков документов компании, прежде чем становится, возможно, грамотно сформулировать задачу, которую предстоит решить архивариус совместно с самим заказчиком. В данном случае знания архивного дела недостаточно — в такой ситуации обычный архивариус оказывается беспомощным. Возникает потребность в профессионале — человеке, который может продиагностировать ситуацию, разобравшись в причинно-следственных связях, четко сформулировать задачу и решить ее, не ожидая того, что кто-либо создаст ему необходимые для работы условия. Для этого необходимо быть не просто мастером своего дела, но и методологом.

Второй немаловажной причиной, по которой «обычный» архивариус, без соответствующей управленческой подготовки, не справится с описанной ситуацией, является тот факт, что подобные узкие специалисты умеют выполнять строго определенные процедуры по определенным технологиям. В своей работе они идут «изведанным путем», решают задачу, иногда не замечая, что эта задача — не та, что приводит к желаемому для заказчика результату. То есть возникает ситуация, когда в процессе работы происходит подмена одной задачи — другой. Иными словами, архивариус решает знакомую ему задачу по нужной методике, запрашивая у компании требуемые ему для работы ресурсы (финансы, людей и так далее). Специалист добросовестно работает и получает ожидаемый им самим результат, но не тот, который ожидает увидеть компания-заказчик.

Технология работы архивариуса — путь решения задачи — напрямую зависит от самой поставленной задачи. А если задача сформулирована неточно, понята неверно, то и механизм ее решения, вся деятельность приводят вовсе не к желаемому результату. Прежде чем начинать командно работать по запросу клиента, необходимо четко сформулировать цели и задачи работы, согласовать их с заказчиком, максимально точно обрисовать планируемые результаты, нарисовать картинку предполагаемого «на выходе» продукта. Только после этих проделанных шагов можно организовывать команду специалистов для реализации проекта. И этот путь — путь постановки задач совместно с заказчиком — узкий специалист, привыкший к выполнению своего участка работ, пройти, как правило, не может. Он «зауженно» видит проблемное поле с той точки, с которой привык действовать.

Третья причина, вынуждающая архивариусов брать на себя часть работы менеджеров, кроется в возникновения сложностей в сотрудничестве — деятельности специалиста в ситуации, когда для его работы кем-то не организованы соответствующие условия. В таком случае находится масса оправданий затягивания работ или их невыполнения. Можно услышать, что решить задачу невозможно, потому что у компании нет какого-либо сотрудника или предоставленные данные не отражают проблемное поле. На самом деле архивариус просто не в состоянии сам организовать соответствующие условия, он просто не знает, как это делается и что для этого нужно, не может сделать шаг назад и в сторону, чтобы создать требуемые условия и самому получить недостающую информацию. В большинстве случаев архивариус представляет, как должно быть, как выглядит то, с чем ему предстоит работать. Но он не знает, каким путем добиться этого, как и где получить недостающие сведения. Это является следствием недостаточной степени владения навыками работы в командах.
Развитию квалифицированных и мотивированных архивариусов и руководителей вспомогательных команд препятствуют несколько факторов: установки университетских факультетов, специализация дисциплин, отсутствие единой учебной программы факультетов и профессиональных учебных заведений. Последним, как правило, недостает теории и практики метода вовлечения: они делают упор на традиционное чтение лекций и изучение фактов, а не контролируемое развитие навыков на практике. Кроме того, существует препятствие со стороны руководителей компаний-клиентов, когда понятие «я сам», как правило, рассматривается как величайший признак компетентности, а просьбы о помощи — как признак слабости.

Наличие у архивариуса опыта работы по архивной специальности тоже не является средством избежание описанной ранее проблемы. Многие специалисты считают, что если они проработали несколько лет на одной должности в одной-двух организациях, то они уже знают все в этой сфере и могут идти в архивариусы. В целом, подобная позиция имеет отношение не только к архивариусам, но и к представителям других профессий. Опыт работы архивных компаний показывает, что это не так. На проверку оказывается, что у подобных сотрудников есть лишь умение выполнять знакомые по предыдущим работам операции и слабое представление о том, как эта деятельность связана с целями и задачами бизнеса клиента в целом.

Именно поэтому специалисты Архивная служба обладают знаниями в области построения процесса консалтинга, начиная с первого контакта с клиентом, определения проблемной зоны и заканчивая предоставлением отчета о результатах деятельности.